Небольшое описание системы Силикатная
Другие части:
1. Вступление и подготовка. 2. Володары. 3. Силикаты. 4. Кисели
5. Немного Бяк
Силикаты
Вход в систему находится в 20-30 минутах ходьбы от станции Силикатная Курского направления железной дороги. Он представляет собой колодец из бетонных колец глубиной около 6-ти метров. Но это сейчас, а раньше это был узкий раскоп в борту заброшенного карьера. Потом эту землю купили под коттеджную застройку и стали засыпать карьер. Одно время рядом со входом был указатель "Внимание рабочие! В системе могут находиться люди!" Потом то ли рабочие, то ли хозяин земли, то ли сами спелестологи скинули денег и сделали вход из бетонных колец с приваренной железной лестницей. Котлован засыпают уже несколько лет, на конец 2012 года работа почти завершена вроде бы. А недавно бульдозер сбил половину верхнего кольца. Такие дела.
Особенности системы заключаются в том, что выработка велась на некоем удалении от реки. Вывоз камня производился по узкоколейной жд ветке.
Кроме этого, система прекрасно откартирована. Известны случаи проведения соревнований по ориентированию подземлей.
|
Карта Силикат |
В Силикатах в свое время происходили многочисленные "подземные войны". Сначала вражда была между приезжими спелестологами и местными, в том числе обычными гопниками, потом бывали конфликты между некоторыми подземными тусовками, что в общем-то не характерно для большинства ходящих подземлю, но люди разные бывают. Многие потолки несут на себе отпечатки тех времен - черные от копоти волоков. В данном случае волоком называют искусственно созданное сильное задымление под землей. Так как подземлей естественная вентиляция не очень быстрый процесс, то волоки составляли основную тактику при войнах - выкурить или заблокировать в определенной части системы людей. Постановка волоков была сродни искусству, поскольку человек должен был знать траекторию движения воздушных масс под землей и использовать эти данные для получения нужного результата. Как это ни странно, но всё эти войны обходились без летальных исходов, хотя волоки по определению являются в той или иной степени токсичными. В нынешнее время постановка волока является исключительным видом борьбы и, если она не достаточно обоснована, осуждается почти всеми и можно вполне отхватить телесных повреждений от пострадавших. Более подробно об истории системы смотрите в "Теоретической Спелестологии" и этих ваших интернетиках.
Система представляет собой несколько объединенных систем выработок. Долотов предполагает, что система разрабатывалась не одним хозяином, и не в одно время. Об этом косвенно свидетельствуют исторические надписи 19 века (возможно, дата проходки) на стенах в разных частях системы, там где использовались различные способы добычи.
Описание системы:
|
Вход. Колодец. Вид изнутри.
|
Колодец преодолевается достаточно легко и непринужденно. Спустившись, нужно на корточках влезть в начало штрека. Будьте аккуратны при заброске, так как на дне колодца есть битые стекла - вероятно, следы агрессии неадекватных местных или порвавшихся при выброске мешков с мусором. После 15-20 метров полуползком перед вами оказывается журнал. Обязательно запишитесь с указанием времени заброски. Привходовая часть системы вся низкая, высота колеблется от метра с кепкой до метра с двумя-тремя кепками. Выпрямится можно в Озёрном - между ним и Кольцом сделали сбойку.
|
Иллюстрация высоты привходовой части |
Рекомендую посетить Лифт - это чем-то похоже на вертикальный шкурник, но не пожалеете. Через Каюту вы наконец-то выходите к Неглинке - самому медленному по прохождению участку по дороге к 1-ой Централке и Ракоходу 8-Марта. Это замытый липкой, мягкой глиной участок штрека длинной около 15 метров. Передвижение исключительно ползком. Высота потолка около 40-50 см. За ним вас ждёт "Автопарк" - небольшая коллекция игрушечных машинок. Если вы не воспользовались сбойкой с Озёрным, то здесь вы можете пройти в "Пятую систему" через "Зубы Дракона". Либо уйти дальше на восток вставать в каком-нибудь гроте. Я всегда стою в "Бизоне". Это хороший и просторный грот, группа из 8-10 человек поместится без особых проблем. Всем, кто собирается больше одного раза быть в Силикатах, рекомендую к прохождению фронтальную часть выработки под названием "Ракоход 8-е Марта". Название себя целиком оправдывает. Условно разделим систему на восточную и западную части для дальнейшего удобства, линию проведем через сбойку в "Озерный", "Зубы Дракона" и "12-ти метровый".
|
Если повезет, то встретите летучих мышей |
Перечислю, что видел в восточной части системы, основываясь на собственном опыте. Собственно, по нашему разделению, восточная часть начинается со входа в систему и я описал всё интересное вплоть до "Автопарка". После него можно в некоторых местах идти в полный рост. В сторону бывшего входа №1 я ни разу так и не сходил/не дополз, поэтому его изучение оставляю на совесть читателя. Первое что сразу бросается в глаза по продвижению к Бизону так это наличие рельс и брусьев шпал!
|
Остановись и подумай! |
Кроме этого рекомендую обращать внимание на надписи на стенах, некоторые даже отмечены на карте Маркшейдера (Андрей Парфенов). Надписи типа "окт. 1893" или "3.02.1892" предположительно являются датами проходки данных штреков.
|
5 апреля 1891 года |
Вот по шпалам мы и дошли до грота. Став в гроте первым делом посылается гонец за водой. В данной части системы за питьевой водой можно сходить в грот "Любовь". Рядом находится самый большой водокап системы - аккуратно выложенная из бута круглая ванна диаметром около 1,5 метров. Эта ванна одна из достопримечательностей системы.
|
Водокап у грота "Любовь" |
За "Любовью" находится грот "Гробница". Назван он так потому что в нём лежит несколько не вывезенных, но уже обработанных блоков известняка, которые напоминают гробы. Кроме водокапа у "Любви" вода есть в "Море Франца". Море не море, но 25 метров зеркальной водной глади впечатляют.
|
У "Моря Франца" |
Если группа большая и немного пустить волну, то лучи фонарей начинают играть в "солнечных зайчиков" на потолке и стенах, что смотрится весьма красиво. В остальном, восточная часть системы прогулочная. Можно походить по разным гротам, иногда попадаются добротные и ухоженные. Заблудиться в Силикатах имея карту в руках и капельку мозгов просто невозможно. Неспешно прогуливаясь добираемся до "12-ти метрового". Это такой шкурник-низкий ракоход.
фото 12мр
Суммарной длиной примерно 25 метров. После совершения очередного подвига мы попадаем на "Летучку" и оказываемся в западной части системы. К сожалению, я до сих пор так ни разу и не сходил погулять по "2-ой Централке", все откладывал на потом. Однозначно стоит прогуляться в "Метрополитене" - одна из самой лучшей сохранности узкоколейки в системе. Кроме этого, внимательный человек заметит, что в "3-й Централке" рельсы являются деревянными, только с тонкой металлической набойкой.
|
Уникальные остатки деревянных(!) рельс для вагонеток. 19 век. |
В одном из гротов этой части системы обустроен стихийный музей разнообразных артефактов оставшихся от проходчиков. Читателю рекомендуется самому проявить свой интерес и найти его - это не сложно.
|
"Музей" |
Несколько интересных объектов расположено кучно в северо-западной части системы. Это "Душ" (большой водокап с обильной капелью), "Геркулесовы Столбы" (колонник где колонны сложены из больших кусков бута), "Долина висячих крепей" (несколько ещё живых крепей), "Жопа комара" (достаточно узкий лаз), "Рыжий конус" (кажется, кто-то копал выход наружу). На этом известные мне достопримечательности в Силикатах заканчиваются.
|
"Душ" |
|
"Жопа комара"
"Нельзя впихнуть невпихуемое, но можно протолкнуть непроталкуемое"
(орфография сохранена) |
Силикаты - довольно милая, большая и простая система для ориентирования, особенно с картой. Идеально подходит для новичков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий